01.12.2009

Голубая мечта рядом, но очень далеко


Автор: Кундыз КАСЕНОВА

С 2001-го по 2008 год 13 нефтяных компаний Актюбинской области сожгли на 26 факельных установках 8,5 миллиарда кубометров попутного газа. Большая часть из них приходится на долю АО «СНПС-Актобемунайгаз» и ТОО «Казахойл Актобе».
За первое полугодие этого года на факелах сожжено 317,5 миллиона кубометров попутного газа, которого, по словам экспертов, хватило бы одной ТЭЦ на 20 лет.

Нефтяные факелы превратились в своеобразную красную тряпку для местных сельчан. Они собирают кизяк в степи, топят печь дорогущим углем и про себя ругают власть. Почему населенные пункты до сих пор сидят без «голубого топлива», вопрос, скорее всего, именно к ним. Ведь нефтяные компании, как сказал корреспонденту «Республики» руководитель межрегионального территориального департамента «Запказнедра» Акбатыр Надырбаев, не прочь поделиться газом с народом.

- Попутный нефтяной газ просто так уходит в трубу. Простые люди не могут до него дотянуться по одной простой причине — нет газопроводов. Если бы их провели, у людей был бы газ, — объяснил он.

Между тем стало известно, что китайские инвесторы в лице АО «СНПС-Актобемунайгаз» хотят увеличить добычу нефти на месторождении Жанажол с 5 до 10—12 миллионов тонн в год, а это значит, что и факелы будут гореть пуще прежнего.

- Запаса нефти в жанажольском месторождении осталось 60 миллионов тонн, — рассказал доктор геолого-минералогических наук, почетный гражданин Актобе Иван Дальян. — Если китайцы будут откачивать 10 миллионов тонн в год, то жанажольской нефти хватит ровно на 6 лет. Поэтому от нефтяных компаний, несмотря ни на что, мы должны добиться полной ликвидации вредных выбросов. В противном случае нужно запретить им добывать нефть на нашей земле! Только в этом году в нашей области сожжено столько газа, сколько бы хватило одной ТЭЦ на 20 лет! Сдали очередь газоперерабатывающего завода в Жанажоле. И что с этого? Газ как сжигался на факелах, так и сжигается. Зачем палить в прямом смысле слова наше национальное богатство?

От самого крупного месторождения области — Жанажола — город Эмба находится всего в 90 километрах. Три года назад его жители сгоряча разобрали свои печки, потому что власти заверили их, что скоро им проведут газ, и даже устроили по этому поводу большой той. Эмбенцы ждут до сих пор. Только в две школы, больницу и 60 домов пришел газ, но это ничтожно мало для бывшего районного центра.

Да ну его в пласт!

В области разработаны «программы полной утилизации попутного газа». Но практически ни одно предприятие не выполнило запланированных программами мероприятий. Ограничились тем, что перенесли сроки выполнения. «Нажимать» же на компании власти побаиваются.

- Это палка о двух концах, — признался начальник «Запказнедра». — Если нефтяные компании не откажутся полностью от сжигания газа, власти могут запретить добывать у нас нефть. И что тогда? Все встанет. Экономика пойдет на спад. «СНПС-Актбемунайгаз» является самым крупным налогоплательщиком области. Благодаря этим налогам наши люди получают зарплату, проводятся различные социальные мероприятия.

Как утверждает Иван Дальян, проблему нерационального сжигания нефтяного попутного газа можно решить с помощью закачки его обратно в пласты.

- Для этого большого ума не надо. Почему нефтяные компании этого не делают? Наивно предполагать, что они об этом не знают, — возмущен он.

Однако Акбатыр Надырбаев считает, что способ, предлагаемый Дальяном, нереализуем:

- В «Тенгишевройле», например, уже пятый год делаются попытки закачать кислый газ в пласты. У них не получается. Что уж говорить о наших компаниях. Оборудование по закачке газа очень дорого стоит. Нет гарантий того, что зарубежное оборудование выдержит колоссальное давление и не произойдет взрыва.

Сложно и дорого

Забыть о вредных выбросах актюбинцы должны были со строительством первой очереди третьего газоперерабатывающего завода в Жанажоле. Но в настоящее время в Жанажоле горят 6 газовых факелов. «СНПС-Актобемунайгаз» должен был погасить их в конце прошлого года. Уже кончается 2009-й, а факелы все работают. Оказалось, китайские инвесторы вышли к правительству с просьбой отодвинуть этот срок на два года. Обещанного, говорят, три года ждут. Вот и они собираются к 2011-му полностью отказаться от вредных факелов. Если, конечно, еще раз не «попросят» отсрочки.

Почему же нельзя «отдать» газ людям для отопления жилья? Потому что надо стоить газопроводы, а это дорого и сложно.

- Во-первых, не всегда количество потребителей достаточно для того, чтобы открыть тут свой газовый участок, — начал перечислять генеральный директор АПФ «КазТрансГаз Аймак» Жанибек Кудайбергенов.

Во-вторых, газопроводы, по словам г-на Кудайбергенова, строят все кому не лень. Например, газопровод в Эмбе постоянно вызывает нарекания. То тут, то там его работники обнаруживают свищи, которые могут привести к утечке газа.

- То одна строительно-монтажная организация этим занимается, то другая. Непонятно, что происходит. С такими черепашьими темпами мы никогда не закончим газификацию этого населенного пункта, — вздыхает генеральный директор.

До сих пор нет газа в Иргизском, Карабутакском, Байганинском, Уилском и Хобдинском районах. Сравнительно недавно провели газ в Мартук, и то не во все дома. Кроме того, в последнее время в поселках, где проводится газ, люди, уже имеющие у себя «голубой огонек», продают разрешение соседям подключиться к их трубе. Сами газопроводы по улицам не всегда проводятся согласно необходимым инструкциям.

- В общем, наживается на этом кто может. Пока не будет единого плана по газификации, ни о каком порядке не может идти речь, — говорят в «КазТрансГазе».

Штрафы вместе заводов

Нет газа — зато есть вредные выбросы, которые увеличиваются с каждым годом.

- Если в 2001 году от стационарных источников выбрасывалось 80,2 тысячи тонн, то к концу прошлого года объемы выбросов возросли до 225,5 тысячи тонн, или выросли в 2,8 раза, — говорит главный специалист отдела природного регулирования Тобыл-Торгайского департамента экологии Нурбига Айтжанова.

Увеличение выбросов загрязняющих веществ ведет к росту заболевания населения. Согласно данным экологов, с загрязнением биосферы предприятиями связано около 70% заболеваний населения, 60% случаев нарушения физического развития и свыше 50% случаев смертей населения Мугалжарского района.

- Выбросы от стационарных источников Мугалжарского района превышают 80% всех выбросов в области, — приводят цифры актюбинские экологи.

Нефтяники не просто портят воздух, а травят людей сероводородом, сернистым ангидридом, диоксидом азота и серой. При этом санитарные врачи делают анализ по 8 показателям, а на самом деле продуктов сжигания не меньше двадцати. Специалисты-экологи в своих выступлениях не устают повторять, что на территориях, приближенных к добыче нефти, в несколько раз чаще болеют опасными заболеваниями. Так, в поселке Жанажол уровень заболеваемости населения туберкулезом почти на 30% выше, чем в среднем по области, а в городе Эмба часты болезни крови и органов кровообращения. В Темирском районе большая младенческая смертность.

Конечно, за свои выбросы компании платят штрафы. Так, за 2006 год АО «СНПС -Актобемунайгаз» оплачены платежи за сверхлимитные загрязнения в сумме 88,46 миллиона тенге. Взыскано ущерба по двум фактам — за выбросы сажи в атмосферу и сверхнормативные выбросы диоксида азота — на сумму более 198 миллионов тенге. В 2007 году этому же предприятию предъявлено 6 исков и претензий.

В 2006 году ТОО «Казахойл Актобе» более 3 миллионов тенге заплатило за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. За 2007 год этой же компании взыскано ущерба уже на сумму почти 38 миллионов тенге. ТОО «Казахойл Актобе» в прошлом году предъявлена претензия на сумму 265 тысяч тенге за ненадлежащую работу очистных сооружений. В настоящее время экологами также ведется проверка некоторых нефтяных компаний области.

Однако, как показывает практика, многомиллионные штрафы нефтяные компании не пугают. Почему? Можно ли за эти деньги построить газоперерабатывающие заводы или найти другие пути решения проблемы сжигания попутного нефтяного газа? Или это обойдется намного дороже? Может, компании просто не хотят заниматься «попутными» проблемами как лишней головной болью? На эти вопросы пока нет ответов.

0 коммент.:

Отправить комментарий