01.12.2009

Броня крепка и танки наши быстры


Автор: Нурахмет КЕНЖЕЕВ

Прочитал репортаж с последнего «селекторного» совещания в правительстве и могу уверенно констатировать: самая большая проблема Казахстана заключается не в падении цен на нефть и другие товары традиционного экспорта, а в том, что кризис поразил умы наших экономических «главнокомандующих».
К тому же они так и не овладели рыночными методами регулирования экономики, но уже позабыли азы планового хозяйства.

В результате государство у нас все больше директивное, а коррупция все больше рыночная, борьба же правительства с ценами всем больше напоминает борьбу нанайских мальчиков. Почему? Да потому, что министры во главе с премьером с упорством «смертников» пытаются побороть стихию рынка и сделать то, что по силам только плановой экономике, и то на определенное время.

Начнем с бензина. В кабмине решили установить единую розничную цену на высокооктановый бензин — 82 тенге за литр. Цифра эта родилась из расчетов Министерства энергетики и минеральных ресурсов во главе с Сауатом Мынбаевым, которое пришло к выводу, что эта та минимальная цена, при которой импорт российского бензина еще рентабелен.

Однако сразу возникают вопросы. Ну а если вдруг розничные цены начнут зашкаливать за 82 тенге за литр? Это реально, ведь между АИ-92, АИ — 93, АИ — 96 есть разница. Плюс есть разница и между российским, китайским и собственно казахстанским бензином. Тогда по планам правительства в этом случае в дело вступит Торговый дом «КазМунайГаз», который завезет недостающие по балансу 37,5 тысячи тонн высокооктанового бензина.

Ну а если из 180 тысяч тонн, рассчитанных закрыть потребности внутреннего рынка, часть бензина уйдет в соседний Кыргызстан? Или потребители перед Новым годом решат потреблять бензина больше? Ясно, что в этом случае спрос на бензин начнет превышать предложение, и мелкие продавцы начнут продавать топливо дороже директивной цены. Что тогда?

Тогда на них, судя по всему, напустят проверяющие органы, в результате чего часть чиновников сможет хорошо встретить 2010 год — год борьбы с коррупцией и председательствования Казахстана в ОБСЕ. Потребителям же придется платить за бензин полную цену. И если раньше деньги распределялись честно или, скажем так, относительно честно, то после нынешнего исторического решения правительства «поляна» для отощавшего на кризисных «корешках» госаппарата снова зазеленеет.

Впрочем, на селекторе отличилось не только Министерство энергетики и природных ресурсов. Глубокие знания в рыночной экономике продемонстрировало также Министерство труда и социальной защиты населения во главе с Гульшарой Абдикаликовой. На следующий год это ведомство запланировало создать 130 тысяч рабочих мест с условной стоимостью одного рабочего места 965 тысяч тенге.

Всего запланировано потратить в рамках «Дорожной карты» 123 миллиарда тенге. Но проблема заключается в том, что все вышеназванные 130 тысяч рабочих мест — это временные рабочие места, например, на ремонтах школ и больниц, объектов жилищно-коммунального хозяйства, дорог и так далее.

Давайте оценим «Дорожную карту» с точки зрения рынка. С одной стороны, правительство решает проблему занятости. С другой - проблема не решается, поскольку занятость получается неполная. Возникает вопрос, а почему бы просто не раздать эти 123 миллиарда тенге этим 130 тысячам казахстанцев? Ведь 965 тысяч тенге условной стоимости одного создаваемого рабочего места, будучи поделенным на 12, дают 80 тысяч тенге в месяц, что превышает среднемесячную зарплату по стране!

Нам скажут, что в рамках «Дорожной карты» решается много проблем местных властей, но разве главная задача правительственной программы все-таки не решение проблем граждан?! Тем более что полученные от государства деньги люди тут же понесут на рынок и в магазины, откуда волна спроса пойдет по всей экономике! Не исключено, что эффект в конечном счете окажется куда большим, чем при нынешнем закапывании денег в проекты. Хотя понятно, что в Казахстане «закапывание» денег в инвестиционные и прочие проекты всегда были выгоднее для госчиновников, чем простая помощь гражданам.

Кстати, на селекторном совещании как большой успех были оценены планы госхолдинга «КазАгро» закупить у отечественных товаропроизводителей дополнительно 1 миллион тонн зерна к ранее анонсированным Министерством сельского хозяйства и «Продкорпорацией».

Премьер по этому поводу так и сказал: «У нас «КазАгро», Минсельхоз и «Продкорпорация» достаточно неплохо поработали, проявили гибкость, и нашли дополнительные ресурсы финансирования для закупа дополнительно еще 1 миллиона тонн, и в следующем году еще дополнительно будут выделены соответствующие финансовые ресурсы».

Однако основная проблема зернового сектора страны заключается в том, что предложение зерна намного больше, чем платежеспособный спрос. А «Продкорпорация» вместе со своими вышеназванными партнерами не являются конечными потребителями! И их спрос не снижает давление на внутреннем рынке! Вот если бы они сказали, что готовы закупить на миллион тонн больше и соответственно на миллион тонн больше вывезти, можно было возлагать лавровый венок на головы Масимова, Мамытбекова и прочих товарищей.

Между тем, судя по статистике, экспорт казахстанского зерна урожая 2008 года существенно меньше, чем зерна урожая 2007 года. А в этом году ситуация будет еще хуже, поскольку зерна завались не только у нас, но и в России, и в Украине. Экспорт же в Китай хоть и возможен, но его надо еще пробивать, а остальные рынки, включая Иран, не готовы увеличивать закупки под размер наших возможностей.

Как тут не вспомнить, что именно глава правительства сломал в прошлом году экспорт казахстанского зерна, из-за чего, по нашей оценке, в стране зависло до 2 миллионов тонн, оказавшихся переходящими на этот год и в значительной мере ухудшившие ситуацию на рынке. Так что решение о закупке дополнительного миллиона, который, к тому же не уйдет с внутреннего рынка, становится всего лишь компенсацией половины ошибки Карима Масимова.

0 коммент.:

Отправить комментарий