Автор: Асхат АХМЕТБЕКОВ
Задолженность по зарплате 33 крупных алматинских предприятий на сегодняшний день составляет в общей сложности более 1 миллиарда 300 миллионов тенге. Причем большая часть долга «висит» на строительной корпорации «Куат».
Бывшие «куатовцы» намерены в следующий понедельник, 30 ноября, идти в акимат.
Заявление прозвучало в ходе работы «круглого стола», посвященного проблемам защиты прав трудящихся и исполнения работодателями Кодекса о труде, прошедшего в Алматы. Его организаторами стали отраслевой профсоюз работников науки, ассоциация профсоюзов «Одак» и департамент труда и социальной защиты по городу Алматы.
Жалобы — потоком
Но прежде чем начать затянувшийся почти на два с половиной часа правовой ликбез для многочисленного профактива, начальник отдела контроля трудовых отношений департамента труда и соцзащиты Шолпан Есентаева представила несколько цифр по ситуации в вверенной ей сфере:
- С начала текущего года были осуществлены 1060 проверок алматинских организаций. Было выявлено 7059 нарушений норм трудового законодательства: по трудовым отношениям — 4972, по безопасности и охране труда — 1837 и по занятости населения — 250.
Причем нарушение норм трудового законодательства на проверяемых предприятиях, отметила она, продолжается ежегодно, систематически.
- В связи с несоблюдением норм охраны труда, занятости населения государственными инспекторами труда было выдано порядка 1648 предписаний. С начала года по обращениям граждан нами было рассмотрено 1917 жалоб и заявлений. В частности, самыми распространенными нарушениями являются: незаключение трудовых договоров, несвоевременная выплата зарплаты, невыплата окончательного расчета при увольнении, —перечислила г-жа Есентаева. — К административной ответственности привлечено 862 должностных юридических лица на общую сумму 23599900 тенге.
Еще четыре года тому назад, признался начальник отдела по контролю трудового законодательства в строительной отрасли департамента труда и соцзащиты Олег Карабут, такого потока заявлений от граждан не было. А ведь в департаменте работает всего 20 инспекторов, тогда как в городе расположены около 60 тысяч хозяйствующих субъектов, пожаловался он. При этом с начала года в городе произошло 68 несчастных случаев, в которых пострадало 110 человек.
- Это, конечно, на 40% меньше, чем в прошлом году, — объяснил г-н Карабут, — но связано это с упадком экономики, с тем, что производств стало меньше, и поэтому несчастных случаев меньше. Заработает больше производств — вы никуда не денетесь, и количество несчастных случаев увеличится.
Первым делом... о пилотах
Среди прочих тем, которых на «круглом столе» было в избытке и которые большей частью носили частный характер, хотелось бы выделить две важные. Первая касалась условий труда и заработной платы казахстанских пилотов национальной авиакомпании «Эйр Астана». По словам председателя Федерации профсоюзов авиационных работников Казахстана Шмидта Сабирова, в отечественную авиакомпанию «из-за нехватки летного состава либо по каким-либо иным причинам приглашают на работу с Запада, в частности из США, Канады, Бразилии и так далее».
- Они работают здесь, и если наш пилот получает на одной и той же работе, предположим, 3 тысячи долларов, то американец — 15 тысяч, — сообщил он.
Казахстанский пилот, утверждает г-н Сабиров, может, к примеру, быть командиром экипажа, а американец — вторым пилотом. При этом американец получает свою зарплату по фиксированной ставке, а нашему соотечественнику приходится набирать (налетать) часы.
- Дело в том, что сегодняшние президент авиакомпании и первый шеф-пилот — из Англии и Америки. Понимаете?! — объяснил председатель профсоюза. — И они же тащат сюда своих летчиков, потому что там большая безработица.
У нас работники имеют право на равную оплату за равный труд, возразила ему начальник отдела департамента труда Шолпан Есентаева.
- То есть если два пилота выполняют одинаковую работу, имеют одинаковые должностные инструкции, то у них заработная плата, соответственно, должна быть одинаковая. А если обнаружится, что они получают разную зарплату, — то это будет нарушением, — заявила она.
- Обращайтесь официально, — в свою очередь посоветовал Олег Карабут, — будет проведена проверка. И если факты подтвердятся, то обязательно последует наказание.
Другой вопрос касался раннего выхода летчиков на пенсию, как это было во времена Советского Союза, когда пилоты отправлялись на отдых в зависимости от налета в течение года, «когда год считался за полтора-два».
- Вы знаете, что условия работы в «небесах» отличаются от земных солидно — и кислородное голодание там, и перепады давления, и прочее. А сейчас летчики выходят на пенсию так же, как и любой «земной житель», — в 63 года, хотя средний возраст летчика намного меньше этого возраста, — недоумевал Шмидт Сабиров. — Ко мне очень много обращаются из летного состава: в 55 лет их списывают, и они остаются без пенсии и профессии. Это ненормальное явление! Необходимо будоражить, поднимать данный вопрос.
Ответ начальника отдела по назначению пенсий и пособий департамента труда и соцзащиты Ризвангуль Дараевой был вполне предсказуем.
- Ранее летчики действительно выходили по выслуге лет. К сожалению, этот вид пенсии был отменен с 1998 года. Это касалось не только летчиков, но и артистов, и шахтеров, и балерин, и так далее, но вопрос пока не решен. Это нужно в законодательном порядке решать. В свое время профсоюзами на уровне депутатов парламента поднимался вопрос о введении изменении в законодательство, но пока он не решен, — закрыла она тему.
«Куат» надо «построить»
Еще одну проблему обозначил уже бывший работник ТОО «Куат-Транссервис» Токен Мусомогомбетов, который на протяжении более двух лет не может получить свою заработную плату. И даже решение суда по делу строительной корпорации «Куат», тысячи рабочих которой так же, как и он, давно сидят без денег, ничего не дало.
- Все бесполезно! Ничего не предпринимается, — заявил он. — Ходил в корпорацию «Куат», но там вообще никого сейчас не найдешь. Обещают каждый месяц, то 10-го, то 15-го, то 25-го. Не знаю, что делать: у меня тоже ипотека, и, наверное, уже скоро мою квартиру заберут, на торги хотят выставить.
Начальник отдела по контролю трудового законодательства в строительной отрасли Олег Карабут поспешил оправдаться:
- По невыплате заработной платы в «Куат-Транссервисе» лично я по всем работникам подавал в межрайонный экономический суд. Что от меня зависело — я все сделал. Суд выиграл — есть все решения суда. А уже выполнение решения суда — это судоисполнители, это администратор судов.
Официальный представитель рабочего-«куатовца», юрист Даулет Жумабеков сообщил присутствующим, что им было написано заявление в Турксибский РУВД «о привлечении к уголовной ответственности директора предприятия Нама Вячеслава Юрьевича».
- Мы понимаем, что это не ваша ответственность. Но тем не менее, чтобы не допускать таких вот вещей, я призываю немного приструнить этих людей. Ведь наше государство сейчас может любого предпринимателя «построить», и, когда нужно, оно их прекрасно строит: вон наши миллионеры вылетают из страны только так. А здесь какой-то депутат городского маслихата, пользуясь своей депутатской неприкосновенностью, творит такие вот дела!.. Я к следователю подхожу и спрашиваю: «Ну что же ты ничего не делаешь?!» А он отвечает: «Ну вы понимаете, вот там сверху», и кивает многозначительно, — возмутился юрист.
- Задолженность (по заработной плате — авт.) на 33 предприятиях города Алматы 1314 миллионов тенге, и основную сумму из этой задолженности у нас составляет корпорация «Куат», — подтвердила начальник отдела контроля трудовых отношений Шолпан Есентаева.
Услышав, что представители властей не собираются предпринимать никаких мер, пришедшие заявили о намерении действовать более решительно.
- Если мы сейчас цивилизованным путем не решим этот вопрос, то 30-го числа, после очередного сбора... мы придем к акимату, — предупредил чиновников из акимата г-н Жумабеков.
По данным юриста, только рабочих ТОО «Куат-Транссервиса» насчитывается полторы тысячи человек, а общее число не получивших заработанных денег от строительной корпорации достигает 10 тысяч.
23.11.2009
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
0 коммент.:
Отправить комментарий