23.11.2009

Марченко не согласился с Масимовым


Автор: Сергей ЗЕЛЕПУХИН

Заявления главы Нацбанка Григория Марченко во время он-лайн конференции на прошлой неделе поставили под сомнение последние оптимистичные высказывания премьер-министра о преодолении рецессии.
Более того, главный банкир страны замахнулся на святая святых - «новаторские» идеи главы государства в области глобальных финансов.

Умение нашей бюрократии приукрашивать действительность нас давно не удивляет, но уловить казахстанскую специфику чиновничьего сленга, когда речь идет об экономических и финансовых вопросах, может не каждый. Благо «под рукой» оказался Григорий Александрович, который может сам того и не понимая, разнес в пух и прах заклинания премьера о преодолении экономического спада и «мечты» президента о ликвидации «недемократичного дефектала».

Каждый дудит в свою дуду

Отвечая на вопросы, глава Нацбанка назвал основные макропоказатели, по которым следует судить о выходе казахстанской экономики из рецессии: «Когда мы достигнем роста экономики 5% в год и роста кредитования 10% ежегодно, тогда можно будет говорить, что мы начали выходить из кризиса. Естественно, это должно быть два квартала подряд».

Насколько консервативен в прогнозах Марченко, настолько оптимистичен в таковых премьер Масимов. Внимательно прочитав высказывание Григория Александровича, мы обратились к заявлению Карима Кажимкановича, прозвучавшего в стенах сената на неделю раньше он лайн конференции председателя Нацбанка. Тогда глава кабмина с удовлетворением отрапортовал депутатам: «Результаты десяти месяцев показывают, что мы по итогам этого года преодолеем рецессию и выйдем на положительный результат по экономическому росту».

Противоречивые высказывания премьера и главного банкира страны ясно говорят о том, что среди «ястребов» нет единого мнения о перспективах казахстанской экономики.

Причем ссылка премьера на результаты «десяти месяцев» не может быть основанием для утверждения, что по итогам года «мы преодолеем рецессию». Во-первых, даже официальная статистика за январь-сентябрь зафиксировала экономический спад (-1,7%). Во-вторых, даже студенту-экономисту первого курса известно, что судить о выходе из рецессии можно только в том случае, если положительный экономический рост продолжался не менее двух кварталов подряд.

Отрицательные же данные за девять месяцев этого года напротив свидетельствуют о том, что казахстанская экономика продолжает находиться в кризисе с незначительным уменьшением падения во втором и третьем квартале. Похоже, Григорий Марченко своими высказываниями оказал Кариму Масимову медвежью услугу.

В поисках нового «дефектала»

Но глава правительства оказался не единственным, в чей огород в ходе он-лайн конференции искусно метал камни Григорий Александрович. Досталось даже самому Нурсултану Назарбаеву, финансовые инициативы которого, вероятно, подсознательно, оказались не по душе главе Нацбанка. А иначе как понимать ответ на вопрос о перспективах создания единой региональной валюты.

Сославшись на усталость «отвечать на этот вопрос за последние десять лет», банкир привел «хороший пример Европейского союза», который, по его словам, «надо использовать». Сначала, считает он, надо согласовать основные параметры макроэкономической политики: «К примеру, какой у нас будет уровень инфляции. Если мы договоримся, что он будет не более 2%, как в Евросоюзе, например, то я сомневаюсь, что все наши страны смогут это выполнить. То же самое касается дефицита бюджета, объема госдолга к ВВП. Эти параметры до сих пор не согласованы».

После согласования макроэкономических индикаторов, по мнению Марченко, их надо выполнять «в течение хотя бы 5 лет», и только потом «создавать какой-то наднациональный институт, который будет заниматься координацией денежно-кредитной политики, на его базе — наднациональный центральный банк».

«То есть эмитировать сначала безналичную, потом наличную наднациональную валюту, то есть все те шаги, которые в Европе делались в течение 20 лет, в принципе, если завтра мы такие параметры согласуем, и страны будут к этому искренне стремиться, то это можно сделать за 7—8 лет. Но никак не быстрей», — уверенно заявил глава Нацбанка, посетовав на то, что он говорит об этом уже десять лет, но «никаких практических шагов в этом направлении наше государство не предприняло, хотя разговоров на эту тему очень много».

Однако если внимательно прочитать статьи главы государства «Ключи от кризиса» и «Пятый путь», то очевидно, что рецепт «приготовления» единой региональной валюты от Марченко в корне противоречит «глобальной геофинансовой инновации» Назарбаева.

Напомним, что главная причина глобального кризиса, по мнению главы государства, заключается в «дефектности мировых резервных валют», а сложившийся порядок их эмиссии и обращения «не отвечает никаким критериям законности, демократичности, конкурентности, эффективности, контроля со стороны пользователей валют и так далее».

И все это, считает президент, «закономерно связанно с одним из главных, первичных дефектов: все валюты мира относятся к давно устаревшему классу инструментов иллюзорной оценки стоимости», где «ни одна из резервных валют сегодня не может реально оценивать, измерять, обменивать, переносить истинную стоимость товаров и услуг».

Поэтому, уверен президент, «выход из глобального кризиса как раз и состоит в давно назревшем, неизбежном переходе от этих давно изживших себя мировых валют к новым финансовым инструментам нового качества: реальным измерителям стоимости товаров и услуг». «И только эта глобальная геофинансовая инновация может дать начало постепенному радикальному обновлению мира...», — убежден он.

Конечно, можно долго спорить о вменяемости тех людей, которые «подсунули» эти идеи главе государства, но зато они хорошо показывают, насколько противоположны «глобальная геофинансовая инновация» от Назарбаева и рецепт единой региональной валюты от Марченко. Получается, что глава Нацбанка предлагает взять в качестве «хорошего примера» для формирования единой региональной валюты одну из существующих мировых валют, которые президент считает «давно изжившими себя».

«Зеленый» был, есть и будет

А последний гвоздь в крышку «глобальной геофинансовой инновации» президента Григорий Александрович забил, отвечая на вопрос, о перспективах доллара.

«Многие авторитетные аналитические агентства, в частности JPMorgan, по-прежнему ожидают значительное ослабление американской валюты. Однако на настоящий момент крупные инвесторы до сих пор считают доллар самым лучшим и безопасным инструментом хранения капитала. В этой связи доллар еще будет оставаться основной мировой резервной валютой...», — сказал г-н Марченко.

От себя только добавим, что, судя по высказываниям главы нашего Нацбанка, инвесторы и субъекты экспортно-импортных операций при всей «недемократичности» по форме и наиболее демократичного по существу (если говорить с точки зрения свободного выбора единицы расчета субъектами международной торговли и средства сбережения инвесторами) по-прежнему предпочитают доверять «дефекталу» из США, но никак не «глобальной геофинансовой инновации» с пометкой made in Kazakhstan.

...Да, похоже, все окончательно смешалось в «доме» чиновников.

0 коммент.:

Отправить комментарий