23.11.2009

А Васька слушает да потихоньку кушает



Автор: Тулеген АСКАРОВ
 Уже на следующий рабочий день после телеэфира глава государства, воздержавшийся и на этот раз от публичных поздравлений в адрес финансистов в канун их профессионального праздника, вызвал их «на ковер» в «Ак орду» для совещания по вопросам дальнейшего развития финансовой системы. 


Приняли в нем участие наряду с высокопоставленными чиновниками не только топ-менеджеры крупнейших банков, но и некоторые из их «конечных» владельцев — к примеру, Нуржан Субханбердин от «Казкоммерцбанка». Они-то заодно и выслушали вместе с телезрителями его очередные пассажи на тему банковской статистики.

На этот раз удивление вызвала заявление главы государства об увеличении вкладов населения с начала года на 23%, тогда как во время телеэфира говорилось о 25%, в то время как аналитики Нацбанка указывают на 24,5%! А прирост депозитной базы банков в целом президент вновь оценил в 34%, тогда как в Нацбанке сообщают о ее росте с начала года на 19,2%.

Настораживает и то, что глава государства приводит данные по инфляции лишь в годовом выражении, которая и в самом деле составила 5,8% по итогам 10-ти месяцев. Дело в том, что при подсчете в среднегодовом выражении, то есть за январь-октябрь по отношению к аналогичному периоду, инфляция оказалась гораздо выше — на уровне в 7,6%.

Как бы то ни было, по итогам совещания глава государства дал «добро» Концепции развития финансового сектора в посткризисный период и усилению роли Нацбанка в системе монетарной власти, возложив на него обеспечение финансовой стабильности и осуществление макропруденциального регулирования.

Правительству же выпала почетная миссия стимулировать приток частных инвестиций в приоритетные сектора экономики — индустриально-инновационный сектор, малый и средний бизнес, сельское хозяйство и инфраструктуру — из примерного расчета в 5—6 тенге на 1 тенге, вложенный государством.

Однако уже через день выяснилось, что реализовать Концепцию будет непросто из-за сохраняющихся принципиальных разногласий ключевых фигур финансовой сферы —руководителей Нацбанка Григория Марченко и АФН Елены Бахмутовой, с одной стороны, и главы ФНБ «Самрук-Казына» Кайрата Келимбетова — с другой.

Последний и ранее не раз публично выражал свое несогласие с оппонентами, а сразу же после совещания в «Ак орде» выступил в телеэфире с развернутыми тезисами по поводу реформирования финансовой системы. В частности, он вновь указал на необходимость создания единого надзорного органа для финансовой системы и дальнейшего ужесточения государственного контроля над банковским сектором, в первую очередь над крупными финансовыми институтами.

В отличие от АФН, ставящего экономический барьер на пути оффшорных операций банков путем начисления 100-процентной провизии по ним, глава ФНБ настаивает на полном запрете таких сделок, как и кредитования банками проектов их акционеров или топ-менеджеров.

Г-н Келимбетов отметил также, что реально нужды финансовой системы сегодня обслуживают не более 10—15 банков, из чего следует, что остальные просто не нужны и должны сойти со сцены. Заодно он бросил еще один камень в «огород» АФН и Нацбанка, заявив о том, что уже в 2008 году властям было известно о дефиците капитала в банковском секторе, в первую очередь в «Казкоме», «БТА Банке», «Народном банке Казахстана» и «Альянс Банке».

Взгляды оппонентов г-на Келимбетова на его критические воззрения в принципе уже озвучивались не раз, и, судя по всему, вместо открытых публичных баталий с ним они предпочитают действовать по принципу «а Васька слушает, да ест», продвигая в жизнь свои подходы сугубо бюрократическими приемами.

А из последних комментариев г-на Марченко по поводу идей г-на Келимбетова отметим заявление главного банкира в ходе недавней он-лайн конференции о том, что количество банков определяется не «сверху», а рынком.

Григорий Марченко также со знанием дела напомнил, что задача консолидации банковского сектора была решена еще в 90-х годах прошлого века, когда их число сократилось с более 230 до нескольких десятков.

Заодно он возразил и Генпрокуратуре в вопросе о необходимости отмены предоставления налоговой декларации для подтверждения происхождения наличных денег при вывозе суммы более $10 тысяч. По мнению г-на Марченко, во всем мире к перевозке больших сумм наличности относятся подозрительно, а одной лишь таможенной декларации в таких случаях недостаточно.

0 коммент.:

Отправить комментарий